Знаменский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией

По инициативе Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.
Латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь», и имеет более десятка значений, среди которых: портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, губить свободу, развращать молодежь, фальсифицировать результаты и др.
Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Противодействие коррупции является предметом пристального внимания Президента Российской Федерации и Генеральной прокуратуры РФ.
В связи с чем в Российской Федерации принят ряд правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции: ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», внесены изменения в федеральные законы, регулирующие прохождение государственной и муниципальной службы.
Для органов прокуратуры противодействие коррупции уже давно является одним из приоритетных направлений деятельности.
При этом предупреждение коррупции является также одной из направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Данное положение прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
Понятие коррупции определено как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение указанных выше деяний, от имени или в интересах юридического лица.
В свою очередь противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основным принципом противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению не только государством и создаваемыми им структурами, но и иными институтами гражданского общества.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» юридические лица также несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений в их интересах. При этом привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
Действующее законодательство о противодействии коррупции содержит требование о принятии мер по предупреждению коррупции ко всем организациям, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также предусматривает, помимо уголовной, иные виды ответственности за совершенные правонарушения.
Часть 2 статьи 13.3 устанавливает примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организациях. К таким мерам относятся:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (утв. 08.11.2013), которые должны использовать юридические лица при проведении антикоррупционной политики в организации, размещенные на официальном сайте www.rosmintrud.ru.
Неисполнение обязанностей, возложенных на руководителей статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет установленную законом ответственность.
Существует система ответственности за коррупционные правонарушения: дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
В настоящее время действует Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который в статье 1 определяет коррупцию как ряд уголовно наказуемых деяний, а именно злоупотребление служебным положением, дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 285 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеназванных деяний от имени или в интересах юридического лица.
В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки, а статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации - за дачу взятки.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (статья 291.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2 УК РФ).
Статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Размер административного штрафа на юридических лиц предусмотрен в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
А в случае совершения указанных действий в крупном и особо крупном размерах влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег и соответственно до стократной суммы, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, имущества и т.д.
Кроме того, каждый работодатель должен знать, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О противодействии кор¬рупции» при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполне¬ние работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим долж¬ности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение 2-х лет после его увольнения с государ¬ственной или муниципальной службы необходимо в 10-ти-дневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
За невыполнение данного требования Зако¬на наступает административная ответственность по ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.
Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.
Государством принимаются активные меры по противодействию коррупции, которые закреплены в ряде нормативно-правовых актов, таких как вышеупомянутый Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции", Указами Президента Российской Федерации утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции, и иные нормативно-правовые акты.
1.Установление обязанности муниципальных служащих представлять ежегодно в установленном порядке сведения о полученных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
2.Введение в перечень запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, дополнительного запрета после увольнения со службы с должностей, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
3.Формирование института уведомления представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
4. Формирование института предотвращения конфликта интересов на муниципальной службе, который возникает в случае, когда личная заинтересованность муниципального служащего может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Старший помощник прокурора района

юрист 3 класса А.Г. Бледнова
 


01.12.2017 10:09

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter

Новости

  • Сегодня
  • Архив
Нет новостей за указанный период.
Применить фильтр Вернуться к новостям.